Бизнес мысли №2. Бесплатно — не всегда плохо! | BusinessBlogger.ru

В этом бизнес-эссе мне хотелось бы глубже подойти к сути поговорки «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» и попытаться одновременно опровергнуть и подтвердить этот стереотип.

На заре возникновения российского интернет-пространства, можно было наблюдать за появлением ряда массовых интернет-сервисов, которые предоставляли свои технологические ресурсы абсолютно бесплатно! И если сейчас эта модель стала привычной, то несколько лет назад такой альтруизм разработчиков вызывал подозрение. Действительно! Для русскоязычных пользователей глобальной паутины слово «бесплатно» рождало смешанные чувства — оно было притягательным, но и вызывало некоторые сомнения в качестве продукта: владельцы интернет-сайта могли анонсировать гораздо больше, чем то, на что реально был способен их сервис. Даже сейчас можно столкнуться с предвзятым отношением к бесплатному предложению. Потребители осознают, что начинающие предприниматели заинтересованы использовать любые схемы, содействующие продвижению их бизнеса. Так же, все мы хорошо понимаем, что получая что-то бесплатно, скорее всего, мы будем вынуждены платить потом. Но при каких обстоятельствах нам неизвестно.

Я предлагаю оглянуться назад и проследить путь возникновения такой «демократичной» концепции. Это поможет нам понять, где стоит ждать подвоха и в чем секрет мотивации тех, кто предлагает нам бесплатные удовольствия.

Как ни странно, но истоки надо искать в истории американского бизнеса...

Более ста лет назад некто Кинг Кэмп Джиллетт придумал бритву со сменным лезвием. Ему пришла в голову весьма перспективная идея — продавать свои бритвы по минимальной цене, а основной доход получать с продажи сменных лезвий. Это стратегия получила название «Freebie-маркетинг». Она оказала огромное влияние на развитие рыночной экономики в США и во всем мире. Забавный парадокс в том, что, перед тем как стать успешным предпринимателем, Кинг Кэмп написал книгу «The Human Drift», в которой предрекал успех государственной монополии во всех отраслях промышленности.

На сегодняшний день можно встретить много успешных примеров использования модели freebie:

  • бесплатная установка кофе-машин в офисах и получение прибыли только от продажи зерен кофе и пакетиков со сливками;
  • бесплатное предоставление операторами мобильной связи мобильных телефонов вместе с контрактом на обслуживание (эта модель распространена наиболее широко в Америке);
  • свободное распространение своих музыкальных треков известными музыкантами.

С появлением интернета, freebie-маркетинг получил огромное распространение в онлайне, приобретя характерные для интернет-отрасли черты. Многие интернет-сервисы построены на основе тактики freebie: Gmail, Comcast, поисковые системы. К большинству сайтов, чей основной доход идет от продажи рекламы, можно применить модель freebie.

Надо сказать, что описанная схема может быть не выгодна потребителю. Самый яркий пример: стратегия «привязывания» к своим программным продуктам, которую демонстрирует компания «Microsoft».

Но на этом наше исследование не заканчивается. В 2006 году, известный американский бизнесмен Фред Уилсон в своем блоге описал следующий способ получения доходов: наращивание базы пользователей за счет предоставления бесплатного полного функционала, а за дополнительную плату предоставление доступа к расширенным возможностям сервиса. Эта стратегия довольно широко представлена в Интернете: Skype, Flickr.com, Box.net, Ucoz.ru, Livejournal.com, Last.fm. Она получила название «Freemium» от сочетания слов «free» и «premium».

Можно ли говорить о том, что freemium — это следующий эволюционный этап после freebie? Мне кажется очевидной логическая взаимосвязь этих моделей.

Многие компании строят свою бизнес-модель на основе сочетания двух вышеописанных стратегий. Самым успешным примером в России, на мой взгляд, является Livejournal.ru.

К сожалению, часто создатели стартапов не до конца осознают суть того рынка, на котором они собираются зарабатывать миллионы. Это приводит к потере фокуса внимания с области основных проблем монетизации коммерческих интернет-сервисов:

  • Freebie модель эффективна в большинстве случаев только при массовой аудитории.
  • Freemium предполагает создание веских оснований для пользователя воспользоваться платными сервисами сейчас, а не через год. Это серьёзная работа, требующая глубокого анализа целевой аудитории сайта.

Этой небольшой статьей мне хотелось показать насколько важно понимание основ, на которых строится каркас сетевой экономики. В скором времени многие вещи, которые раньше казались удивительными, станут для нас рядовым событием. Современные технологии странным образом изменяют нашу действительность, но сценарии этих преображений берут свое начало задолго до появления интернета. Без знания истории трудно понять значение сегодняшних явлений. Интернет-пользователям я рекомендую смелее овладевать теми благами, которые предлагает глобальная паутина, а молодым венчурным предпринимателям — не пренебрегать научной теорией.

  • http://twitter.com/lady_irsh Irsh

    классный мышь!